единоборства, рукопашный бой, система боя
тренинг, корпоративные тренинги, тренинг персонала, тренинг командообразования Тантрический секс, сексуальная энергия Тантрический секс, сексуальная энергия
единоборства, рукопашный бой, система боя

Телесно-ориентрованная арт-терапевтическая методика “СЦД”.

 

Начальный этап терапевтического курса

Начальный этап терапевтического курса системы Целостного движения (СЦД) - “настройка”, а также частичная реставрация, тела, осанка которого должна по завершении этапа соответствовать статике, а все возможные модели движения - динамике телесной волны и реальным возможностям организма. После этого в системе Целостного движения изучаются упражнения, позволяющие напрямую обратиться к резервным возможностям организма, к феноменальным возможностям тела и психики человека.
    О чем идет речь?
   Терапевтические усилия системы Целостного движения (СЦД) направлены на восстановление психической целостности пациента, на интенсификацию индивидуационого процесса, то есть, на восстановление целостности восприятия человеком самого себя и своего представительства в мире, и на устранение оснований базального внутреннего конфликта.
   Базальный конфликт - первопричина всех прочих, в том числе, локальных, внутренних конфликтов человека. Утрата целостности, дисгармония взаимоотношений духа, души и тела, расщепление человеческого существа, отрыв Я от глубинных корней психики, то есть, от тотального архетипа самости - вот что такое базальный конфликт.
   Именно для реализации таких грандиозных задач, по моему мнению, и архивируются блоки тела и бессознательного, с которыми работают в СЦД.

   Целостность в парадигме СЦД
   Целостность в парадигме СЦД, почти так же, как и обособленное, нечленимое единство “индивида” в аналитической психологии, предполагает не только и не столько интеграцию содержаний и тенденций сознания, сколько слитность сознательных и бессознательных компонент психической деятельности, коррелированных с двигательными функциями человека.
   Успешность процесса индивидуации, то есть, самопознания, восстановления психической целостности, определяет психическое здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации.
   С этого момента времени речь, как мне кажется, может идти о непосредственных механизмах самореализации, то есть, о механизмах, управляющих поведением человека, и, в конечном итоге, двигательной активностью человека.
   И здесь на первый план выступают оптимальные, то есть, спирально закрученные, волновые, траектории движения, как наиболее эффективный способ реализации двигательной активности и психической проработки глубинных блоков бессознательного.

Вот где хороши упражнения СЦД! 

   Концептуально-методологическое ядро СЦД
   Концептуально-методологическое ядро СЦД коннотирует с основополагающими принципами восточных традиций, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, западных трансперсональных психотехнологий и опирается на юнгианские представления о структуре психики и процессе индивидуации.
  Более того, при разработке и усовершенствовании методики тщательно изучались и учитывались как достоинства, так и недочеты упомянутых терапевтических парадигм.
   Тем не менее, СЦД ни в коем случае не компилирует какие бы то ни было аспекты или приемы психо-коррекционных, телесно-ориентированных и арт-терапевтических технологий.
   Определение СЦД как телесно-ориентрованной, арт-терапевтической методики, подразумевает не генетическую, а архетипическую связь, обращение к одним и тем же априорным структурам и механизмам психики.

Философские, метапсихологические и методологическме представления парадигмы ЦД
   Философские, метапсихологические и методологическме представления парадигмы СЦД восходят к духовно - телесным традициям древних гипербореев - легендарного народа, населявшего, согласно Авесте, ведическим и библейским источникам, обширные территории Скандинавии и Северо - Запада России.
   Гиперборейские индивидуационные практики, в отличие от восточных, контекстуальны культуре и ментальной организации человека России или Запада. Это благоприятствует их адаптации и эффективному применению при выполнении упражнений СЦД.

  
Виток спирали, дыхание волны, плывок рыбы, извив змеи - символ самости в гностических и алхимических учениях - это некий “срез”, графическое воплощение ключевого, путеводного к психоидной вершине, архетипа гиперборейского мифопоэзиса. Это воплощение - пространственно-временная доминанта, выраженная посредством “поющей телесной волны” и организующая статику и динамику тела адепта гиперборейской системы в том ключе, при помощи которого могут “открыться” ворота познания мира и человека в мире.
   Телесная волна несовместна с зажимами и блоками тела.

   Более того, даже статика телесной волны несовместна с фрустрационными зажимами, лордозами, кифозами, сколиозами, невротическим гипертонусом или гипотонусом мышечных групп и отдельных мышц, “мышечным панцирем”. Волна тела предусматривает правильное его расположение в пространстве, гармоничное распределение усилий, нагрузок, обменных и энергетических процессов в мышечно-суставно-костных структурах, равновесие нервной системы - как центральной, так и вегетативной.
   Динамика телесной волны - раскрепощенное, пластичное, “открытое” тело, равномерная загрузка мышц и суставов, выверенный режим активизации рефлекторных зон и сенсорных систем, оптимизация метаболических процессов в мышечных, суставных и нейронных формациях, соотнесенность изменений суставных углов, перемещения центров тяжести тела и его частей с моделью движения, соответствие модели движения состоянию душевной гармонии, ритмике и метрике природы, законам существования двигательной системы человека.
   Основополагающие элементы траекторий движения “открытого” тела и его частей - графические воплощения архетипа самости в качестве спиралевидных и волновых фигур - это не только символ психической и психофизической начальной интеграции в западной ментальной парадигме, но и quinta essentia как строения организма, так и большинства физиологических процессов.
   Один из главных терапевтических принципов СЦД - корреляция состояния систем и фрагментов систем организма человека, например, мышечных групп, отделов позвоночника и тому подобное, и факторов психической деятельности.

    Трансцендентальный диалог
   На следующем этапе тело становится главным участником - и средством коммуникации - трансцендентального диалога, инструментом раскрытия интегративных тенденций психики.
   Исполнение этим инструментом пластических мелодий, как психомоторных созерцаний, подобно воспеванию мантр или прослушиванию духовных опусов в качестве слухового созерцания, пробуждает ощущения гармонии человека и природы, человека и человека; способствуют расширению сознания, трансцендированию каузально-логического, дискретно-дискурсивного мышления, пространственных, временных и соматических границ.
   Данный процесс способен помочь решению основополагающих вопросов Трансперсональной психологии - расширение границ Я и трансцендирование границ пространства и времени. 

   Программа терапевтических мероприятий СЦД
   Программа терапевтических мероприятий СЦД предусматривает глубокую релаксацию, изменение состояний сознания, перефокусировку его в глубинные регионы психоидной реальности, опыт трансперсональных переживаний.
   Основной психологический ракурс индивидуационного, то есть, объединяющего многоуровневые компоненты существования человека в материальном мире, процесса СЦД - активное взаимодействие, активный диалог терапевта - инструктора с пациентом. Точнее, его диалог с бессознательным пациента. Еще точнее, диалог на континуальном языке бессознательного, то есть, на уровне его “генетического шума”, заполняющего, по данным генетиков, 97% хромосомного аппарата живой клетки и “выстраивающего”, по соему мнению, телесную организацию - “живую машину” - по принципу распевной традиции “крюковой нотации”.
   Беспрепятственно интернированный в психику участника пластического телесного действа, “произносимый или пропеваемый телом”, перестраивающий состояние сознания символ самости инициирует вторжение символизируемого архетипа в психическую деятельность.
   СЦД активизирует автономный интрапсихический ресурс, названный С. Грофом Inner Healer.
   Яркие позитивные переживания архетипической реальности, онтических структур бытия ассимилируются сознанием и трансформируют его, становятся отправным и корректирующим элементом трансцендентальной функции, соединяющей сознание и бессознательное в процессе психической интеграции личности.

   Опыт практического применения методики СЦД
   Опыт практического применения и усовершенствования методики СЦД показал ее высокую эффективность в восстановлении психической целостности пациентов и ликвидации не только психологических проблем, например, внутриличностных и межличностных конфликтов, но и соматических заболеваний, которые проявляются в качестве артрозов, артритов, остеохондрозов, вегетозов, гипер- и гипотоний.

   Исследования. 

Система Целостного движения (СЦД)

Основные задачи проекта РГНФ 00-06-00243 по исследованию показаний системы Целостного движения (СЦД). (Отдельная строка в Госбюджете РФ за 2002 г.). Сравнительные данные исследований СЦД и системы модифицированной хатха-йоги

   Для подбора комбинации статистических критериев, подтверждающих или опровергающих гипотезу проекта по исследованию феноменов системы Целостного движения (СЦД), а также для уточнения плана эксперимента, исполнителями были решены две задачи:

- какие показатели и в каком сочетании характеризуют психологический конструкт социально-психологической адаптивности самоактуализационного типа (о типах адаптивности см. отчет 2000 г.);

- как достоверно установить корреляцию между социальной адаптивностью и индивидуацией, то есть обретением человеком целостности восприятия мира и себя в мире, ни один из признаков которой не может быть квантифицирован.

   Для решения первой задачи проведено сравнительное исследование данных психодиагностических инструментов, наблюдение и дополнительное обследование испытуемых - студентов ГИПиСР для сопоставления данных интроспекции, наблюдений, собеседований и тестовых методик.  

Результаты.

Установлено:

- Субъективная диагностическая методика Т. Лири может давать искаженные представления об испытуемом при выполнении упражнений СЦД.
   Уточнение: “Высокий балл по шкале “агрессивности”, как правило, сочетается с высоким показателем “фиксации на самозащите” (проективная методика С. Розенцвейга”).“Высокий балл по шкале “подозрительности” при тенденции к его снижению (по описанию “идеального Я”) сочетается с повышенной “аффектацией” (“Тест руки””).
- Показатель “GCR” методики С. Розенцвейга характеризует адаптацию к некоему “нормативному” окружению, не являющемуся социальным контекстом обследуемых испытуемых.
- Показатель “склонность к агрессивному поведению” (“Тест руки”) суммирует признаки психологических конструктов, лежащих в принципиально различных пластах структуры личности: например, представляет “аффектацию”, характеризующую адаптивность самоактуализационного типа и “коммуникабельность”, связанную с развитием “персоны”; “директивность”, совместную с самоактуализацией и “агрессивность”, не совместную с ней.
  Таким образом, с точки зрения коллектива исполнителей проекта, конструкт социально-психологической адаптивности самоактуализационного типа характеризуют следующие показатели:

- интрапунитивных, экстрапунитивных и импунитивных реакций, фиксаций на самозащите и удовлетворении потребностей (методика С. Розенцвейга);
- шкалы “Теста руки”;
- теста “дружелюбие” - основной суммарный показатель методики Т. Лири.

   Решение второй задачи - подбора комбинации статистических критериев - было осложнено невозможностью выявить превосходство той или иной группы по уровню индивидуации, то есть, по уровню обретения человеком целостности восприятия мира и себя в мире, (см. отчет 2000 г.).
   Предполагаемая “контрольная группа” показала практически не отличающиеся от других групп результаты пробного тестирования инструментом “САМОАЛ”.
   Кроме того, номинальная шкала психодиагностического интервью, а также инструмент “Мандала”, не определяющий уровень восстановления психической целостности и “САМОАЛ”, не направленный непосредственно на исследование индивидуации, то есть, на исследование обретения человеком целостности восприятия мира и себя в мире, не давали возможности проранжировать испытуемых по этому признаку.
   Тем не менее, изменение уровня интрапсихического развития - как в эволюционную, так и в инволюционную сторону - каждого испытуемого может быть установлено тремя инструментами, входящими в схему психодиагностики:
- “САМОАЛ”, рост показателей которого свидетельствует о самоактуализации личности и препотентном ей процессе индивидуации;
- “Мандала”, отслеживающим динамику интрапсихического развития;

- психодиагностическим интервью.

Разработка методики статистической интерпретации данных завершена уточнением плана эксперимента.

В соответствии с ним:
- проводятся по установленной схеме предварительное и итоговое тестирование 4 групп, в том числе, предполагаемой контрольной;
- устанавливается достоверность сдвигов показателей, характеризующих социально-психологическую адаптивность и самоактуализацию критерием Уилкоксона;
- устанавливается достоверность сдвигов уровня индивидуации, тоесть, уровня обретения человеком целостности восприятия мира и себя в мире, определенного с помощью психодиагностического интервью и достоверность позитивной динамики интрапсихического развития G - критерием знаков.

 Основной вывод

Достоверные сдвиги показателей, характеризующих социально- психологическую адаптивность в контрольной группе с достоверными сдвигами уровня индивидуации, то есть, уровня обретения человеком целостности восприятия мира и себя в мире, - при отсутствии сдвигов признаков социально-психологической адаптивности в группе с отсутствующим сдвигом индивидуации - подтверждают гипотезу проекта. 

    Предварительное и итоговое тестирование проведены в группе студентов ГИПиСР и группе “Б” (система изучения модифицированной хатха-йоги - древней индийской практики растяжек и скруток тела).

      Группа студентов ГИПиСР - группа СЦД

   В группе студентов ГИПиСР выявлены достоверные сдвиги (p < 0,05): показателей САМОАЛ (в том числе суммарного), позитивная динамика интрапсихического развития (по инструменту Мандала”), рост уровня индивидуации (по психодиагностическому интервью).
   Выявлен рост интрапунитивных и снижение импунитивных реакций, снижение фиксации на самозащите и рост фиксации на удовлетворении потребностей (p<0,01).
   Не выявлено заметных тенденций и достоверных сдвигов показателей интерперсональных взаимодействий “Теста руки”, но их значения при предварительном тестировании были значительно “лучше” нормы (“агрессивность” - ниже, “аффектация” и “коммуникабельность” - выше).
   Показатель “ухода от реальности” достоверно (p < 0,05) снизился.
   Тем не менее, основной суммарный показатель методики Т. Лири (“дружелюбие”) достоверно снизился в описаниях реального и идеального Я.

Коллектив проекта планирует провести дополнительное обследование группы испытуемых ГИПиСР для определения причин расхождения показателей, определяемых с помощью проективных и субъективных методик, однако приблизиться к решению этой проблемы, возможно, удастся лишь по завершению эксперимента с двумя оставшимися группами.

Сравнительные данные исследований СЦД и системы модифицированной хатха-йоги 

   Группа “Б” (система изучения модифицированной хатха-йоги - древней индийской практики растяжек и скруток тела).
   В группе “Б” (хатха-йога) не выявлено достоверных сдвигов признаков индивидуации, то есть, обретения человеком целостности восприятия мира и себя в мире, (интервью признано невалидным, см. отчет за 2000 г.). Более того, инструмент “Мандала” показал инволюционную динамику интрапсихических процессов. Не выявлено также достоверных сдвигов показателей методики С. Розенцвейга. Выявлен достоверный рост показателей “агрессии”, “страха”, “ухода от реальности”, снижение “аффектации” (“Тест руки”).
   С одной стороны, такое сочетание данных эксперимента в некоторой мере подтверждает гипотезу проекта. Более того, показатели социально-психологической адаптивности ухудшаются при отсутствии позитивной динамики интрапсихического развития.      С другой стороны, анализ результатов обследований испытуемых группы “Б” (впрочем, не входящий непосредственно в число задач выполняемого проекта) показывает:
   “прилив энергии к бессознательному” (К. Г. Юнг) приводит не к интенсификации, а к стагнации индивидуационного процесса, если доминанты глубинных регионов психики не становятся трансцендентальными функциями, беспрепятственно доставляющими к сознанию содержания этих регионов.
   Выявленный в 2000 г. (и отображенный в отчете) процесс регрессивного формирования “персоны”, сопровождается образованием квазисимволических энграмм, замещающих в сознании продукты ассимиляции бессознательного.
   Подвизающихся на стезе самоусовершенствования постигла, скорее всего, неудача опосредствования, которое должно строиться по принципу трансцендентального диалога: неопознанное содержание бессознательного не идентифицируется до (вместо) своего появления, а образует для эго-сознания некую проблему, решение которой - очередной шаг на пути восстановления психической целостности. 

Психодиагностическая батарея исследований и ее результативность

В ходе эксперимента и по его авершению проведен подробный анализ систематизированных и статистически обработанных данных, обосновывающий суждения как о рассматриваемых психических феноменах, так и о возможностях и недостатках использованной психодиагностической батареи и включенных в нее инструментов.

Для определения причин расхождения показателей, определяемых с помощью проективных методик (изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, “теста руки” и методики диагностики межличностных отношений Т. Лири проведено сравнительное исследование данных психодиагностических инструментов, наблюдение и дополнительное обследование испытуемых - студентов ГИПиСР. Был принят ряд гипотез, которые могли бы с помощью статистического анализа и интерпретации данных тестирования объяснить и подтвердить выявленное расхождение.

- H1: снижение суммарного индекса “дружелюбие” (ИД) методики Т. Лири обусловлено стремлением испытуемого защитить себя от травмирующих воздействий враждебного, по его представлениям, социума. Эта гипотезу могла бы подтвердить достоверно установленная обратная корреляционная связь сдвига показателя ИД и начального значения показателя “фиксации на самозащите” (ED) проективной методики С. Розенцвейга (значение этого показателя в группе студентов ГИПиСР с достоверностью p < 0,05 снизилось на фоне позитивной динамики индивидуационных процессов).

- H2: Рост (p < 0,05) показателя интрапунитивных реакций (I) по методике С. Розенцвейга свидетельствует о возрастающей гиперответственности, сопровождающейся попытками отнести на свой счет или разрешить те или иные проблемы. Снижение ИД может быть обусловлено неудовлетворенностью испытуемого результатами этих попыток. Эта гипотезу могла бы подтвердить достоверно установленная обратная корреляционная связь сдвига показателя ИД и сдвига показателя I.

- H3: Снижение (p < 0,05) показателя ответов дескриптивной категории (des) “теста руки” свидетельствует о возрастающей эмоциональной вовлеченности испытуемого в межличностные отношения, большей открытости, подверженности неблагоприятным факторам общения. Эта гипотезу могла бы подтвердить достоверно установленная прямая корреляционная связь сдвига показателя ИД и сдвига показателя des.

Для проверки принятых гипотез был применен критерий Спирмена, не подтвердивший достоверность ни одной из них.

Одновременно с этой работой изучались аспекты концептуальной валидности метода Т. Лири, не подвергавшейся сомнению в начальный период эксперимента. Как известно, этот метод характеризует не интерперсональные отношения как таковые, а представление испытуемого о себе как субъекте этих отношений. В условиях интенсификации индивидуационных процессов и активной ассимиляции теневых содержаний бессознательного критичность интроспекции возрастает; положительные, с точки зрения метода, самооценки “всегда дружелюбен”, “добросердечен” и им подобные вызывали протест испытуемых, наблюдавшихся в ходе этих исследований. Не удивительно, что в условиях меньшей интенсивности самопознания достоверного снижения ИД (как, впрочем, и достоверного повышения) выявлено не было

Этот случай хорошо иллюстрирует сентенцию И. Грековой “Вербальный способ построения гуманитарного исследования оказывается точнее формально-логического” (Вопросы философии, 1976, №6).

Согласно одной из исходных гипотез исследования, основанной на представлениях об установлении душевной гармонии и устранении оснований базального внутреннего конфликта по завершении процесса самопознания, острота внутренних конфликтов и связанная с ней личностная тревожность должны убывать по мере восстановления психической целостности.

Однако, как показала практика наблюдений испытуемых и психологического сопровождения тренингов, напряженность внутреннего конфликта обусловлена интенсивностью самопознания (особенно на ранних этапах процесса).

Таким образом, была сформулирована обратная гипотеза: внутренний конфликт - не столько отрицательный критерий завершения, сколько важнейший фактор нормального течения процесса психической интеграции.

Его отсутствие говорит скорее не о высоком уровне, а о стагнации развития личности. Для проверки этой гипотезы было решено увеличить предполагаемую контрольную группу студентов СПбГУКИ - и затем разделить ее на две по степени выраженности признаков базального внутреннего конфликта. Предстояло, прежде всего, найти показатель, соответствующий этому интрапсихическому феномену.

С начала эксперимента в тестовую батарею обследования испытуемых были включены: шкала самооценки личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, тест выборов М. Люшера, дающий представление об интенсивности тревоги, и экспрессивный (по классификации И. Н. Носса) инструмент Дж. Кэллог “Мандала”, характеризующий динамику перинатального региона психики - динамику взаимоотношений сознания и бессознательного. Согласно методу Кэллог, о глубоком, зачастую неосознаваемом или вытесненном интрапсихическом кризисе, дезинтеграции личности, свидетельствует изображение испытуемым 3, 10, 11 или 12 стадий.

Обширный материал эксперимента не выявил не только корреляций, но и тенденций соответствия уровней тревоги, определяемых с помощью трех вышеупомянутых методик.

Это предполагало проведение дополнительных исследований для предпочтения одной из них. По мнению исполнителей эксперимента, шкала Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, как субъективная методика, не позволяла определить степень выраженности латентных, вытесненных и сублиминальных факторов психики. Результаты дополнительного обследования методом М. Люшера (в 64-цветовом варианте, не включенном в психодиагностическую батарею) были сопоставлены с наблюдениями. Стандартизированная интерпретация данных этого инструмента частично совпадала со сведеньями, полученными в начальной, поверхностной фазе логотерапевтического или аналитического собеседования. Это привело исследователей к выводу о том, что метод цветовых выборов не отображает состояния глубинных регионов психики. Описания этого метода нередко рекомендуют “сопоставлять полученную информацию с материалами анкетирования, собеседования, наблюдения”.

Было принято решение о предпочтении инструмента Дж. Кэллог.

Была образована группа испытуемых (одна из двух “предполагаемых контрольных” групп студентов СПбГУКИ, в дальнейшем - “К”), рисунки которых были отнесены к 11 стадии “Большого круга мандалы” (3, 10 и 12 стадии изображены не были).

В этой группе не выявлено достоверных сдвигов показателей САМОАЛ, за исключением показателя “ориентация во времени” (p < 0,05), низкое значение которого свидетельствует о внутренней дезадаптации.

Достоверно установлена позитивная динамика перинатального слоя (по инструменту “Мандала”), однако специфика метода Кэллог не позволяет определить степень выраженности этой динамики.

Психодиагностическое интервью выявило тенденцию к росту индивидуации, однако критерием знаков эта тенденция не была достоверно подтверждена.

В другой группе испытуемых студентов СПбГУКИ (в дальнейшем - “С”), условия жизни и учебы которых не отличались от испытуемых группы “К”, но рисунки которых были отнесены к 0, 1, 2, 4, 6, 7, 9 стадиям “Большого круга мандалы”, не установлена позитивная динамика перинатального слоя.

Психодиагностическое интервью выявило тенденцию к стагнации интрапсихического развития, хотя преобладание “нулевого сдвига” не было достоверно подтверждено критерием знаков. Тем не менее, суммарный показатель САМОАЛ в этой группе достоверно (p < 0,05) снизился, что подтверждает тенденцию к инволюции самоактуализации и стагнации интрапсихического развития.

Таким образом, выполненными исследованиями установлено: внутренний конфликт способствует процессу самопознания и, возможно, является необходимым условием последнего. Однако самого по себе внутреннего конфликта недостаточно для интенсивного и успешного восстановления психической целостности.

Материалы наблюдений, предварительного и итогового тестирований групп студентов СПбГУКИ использованы также для дальнейшей разработки и проверки основной гипотезы исследования.

Не установлено ярко выраженных сдвигов признаков социально-психологической адаптивности, за исключением достоверного (p < 0,05) снижения в группе “С” показателя ответов категории “агрессия” (agg) “теста руки”.

Следует отметить, что при предварительном тестировании средние значения этого показателя (11,4%) были непомерно высоки для женской выборки и совпали с уровнем нормативной группы “валютные проститутки” - 11,4% (как впрочем и показатели категории “аффектация” - 4.5%).

Для сравнения: среднее значение показателя категории agg по данным предварительного тестирования группы студентов ГИПиСР - 6,4%, театральной студии - 9,4%, нормативной группы женщин с высшим гуманитарным образованием - 7,7%.

В группе испытуемых (“С”) достоверно установлено снижение “фиксации на препятствии” методики С. Розенцвейга, однако этот показатель, с точки зрения коллектива исполнителей проекта, не характеризует конструкт социально-психологической адаптивности самоактуализационного типа (см. отчет за 2001 г.).

Вместе с тем выявлено достоверное снижение значений шкалы “контактность” САМОАЛ (в группе студентов ГИПиСР значения этого показателя достоверно возрастают.

В группе испытуемых “К” достоверно возросли значения показателя экстрапунитивных реакций методики С. Розенцвейга, снизились значения показателя ответов категории “коммуникация” (com) “теста руки”.

Дополнительные выводы

Выполненные исследования подтверждают основную гипотезу проекта.

Получены данные, достоверно подтверждающие позитивные сдвиги показателей, характеризующих социально-психологическую адаптивность в группе СЦД (студентов ГИПиСР) с достоверными позитивными сдвигами уровня индивидуации - при отсутствии сдвигов признаков социально-психологической адаптивности в в группах с отсутствующим сдвигом индивидуации (группа “К” СПбГУКИ), стагнацией (группа “С” СПбГУКИ) или инволюционной динамикой (“Б”) интрапсихического развития.

Более того, на фоне отсутствия достоверных подтверждений позитивной динамики самопознания в группе (“Б”) наблюдались ухудшения показателей, характеризующих социально-психологическую адаптивность самоактуализационного типа (достоверный рост показателей “агрессии”, “страха”, “ухода от реальности”, снижение “аффектации” “теста руки” в группе “Б”, снижение значений шкалы “контактность” САМОАЛ в группе “С” СПбГУКИ, рост показателя экстрапунитивных реакций методики С. Розенцвейга, снижение показателя категории “коммуникация” “теста руки” в группе “К”).

В связи со спецификой глубинных структур и содержаний юношеской психики работа с подростковой группой театральной студии была (см. отчет за 2000 г.) выделена в отдельную “подпрограмму”, хотя наблюдения и обследования испытуемых проводились с использованием единой для всего эксперимента психодиагностической батареи. В этой группе достоверно (p < 0,05) выявлены: позитивная динамика перинатальных слоев (по инструменту “Мандала”), рост уровня индивидуации (по психодиагностическому интервью).

Вместе с тем, не наблюдался рост значений шкал САМОАЛ и показателей, характеризующих социально-психологическую адаптивность. Интрапсихическое развитие и критичность интроспекции не привели, как в случае с группой ГИПиСР, к снижению ИД, но выразились в снижении балла по шкале “дружелюбие” в описании “реального я”.

Материалы “подпрограммы” исследований процессов самопознания у подростков привели к заключению об отсутствии экстернализации этих процессов (в том числе, самоактуализации). Восстановление психической целостности подростка происходит как бы внутри личностной скорлупы. В пользу этой гипотезы, разработка которой требует специально организованных исследований, говорит наблюдавшийся в эксперименте рост “фиксации на самозащите” и импунитивных реакций теста С. Розенцвейга. 

Руководитель проекта Г.М.Бревде.